2022 / 23
Использование инновационных методов обучения позволяет мне не только формировать определенный объем знаний, но и обучать способам выполнения учебных действий, т.е. владеть теми инструментами, с помощью которых обучающиеся эти знания будут добывать, а закрепленное умение осознанно и самостоятельно использовать на практике.
Применение инновационных методов обучения влияет не только на успешное усвоение материала, но и на отношение обучающихся к моим предметам.
Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых обучающиеся выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Ученик при этом испытывает ощущение успешности.
Я считаю, чтобы добиться результативности в процессе познания, обучение должно быть развивающим, мотивированным, целенаправленным, дифференцированным и индивидуальным. Достигать высокого уровня познавательной активности учащихся мне помогают передовые педагогические технологии: информационно-коммуникацинные, дистанционного и электронного обучения,здоровьесберегающие, технологии сотрудничества, проблемного обучения и метод проектов.
Информационно-коммуникационные технологии помогают мне формировать у обучающихся прочные знания, умения и навыки. Итогом работы является более глубокое понимание учащимися сущности физических явлений, математических правил, способность самостоятельно ставить перед собой проблему и находить пути её решения, выдвигать гипотезы и проверять их экспериментально.
Вывод: Применение современных ИКТ на уроках физики и математики раскрывает новые возможности в обучении, позволяет развивать творческие способности учащихся, активизировать познавательную деятельность и повышать мотивацию к обучению и, таким образом, способствует формированию «Я-концепции» ребенка и определяет перспективы развития его личности, стратегии будущей взрослой жизни.
Использую дистанционные образовательные технологии и электронное обучение:
1.Даю задание детям, например, найти в информационно-поисковых системах, электронных справочниках объяснение физических и математических понятий и явлений.
2.Взаимодействую с учениками через личные сообщения в Электронном дневнике или в zoom. Ребята всегда могут увидеть ошибки в своих работах, проанализировать их и получить дополнительную консультацию, всегда даю комментарии к выполненным заданиям и работам.
3.Использую ИКТ с целью контроля знаний и рефлексии на уроке. Вывожу на экран мини-тесты, задания с сайта fipi.ru, это позволяет эффективно готовить учащихся к итоговой аттестации.
Вывод: Дистанционная форма обучения предоставляет обучающимся возможность освоения образовательных программ на высоком уровне, использовать всевозможные формы учебно-методического обеспечения, а также у ученика наблюдается осознанная мотивация.
Здоровьесберегающие технологии. Физика и математика – серьёзные, сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому большое значение имеет организация урока. Я строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, во избежание усталости учащихся, чередую виды работ: самостоятельная, лабораторная и контрольная работы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, которые способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Использование на уроках разноуровневых, дифференцированных заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку, соответствие; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Во избежание перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов математических и физических диктантов, тестов, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.
На каждом уроке в любом классе делаю в течение урока игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
Вывод: На своих уроках я забочусь о здоровье своих учеников, поддерживаю благоприятный психологических климат, стараюсь вызывать положительное отношение к своим предметам, общаюсь с детьми доброжелательным и эмоциональным тоном.
В рамках технологии сотрудничества применяю методы совместной деятельности, поиска, всевозможного сотрудничества учителя и учащихся. Организую работу школьников в парах и группах, например, в начале урока при проверке домашнего задания. Ребятам предлагается «по вертушке» или «по цепочке» проверить правильность выполнения домашних упражнений, причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое решение. Предлагаю в парах самостоятельно ознакомиться с новым материалом, используя учебник. При этом один из партнеров исполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правило, закон, т.е. теоретический материал по учебнику), а другой - роль художника (он должен на основе восприятия материала на слух нарисовать схему-сигнал – графически отобразить правило или закон). Сначала схема отображает ключевые слова-понятия, затем основные признаки – схема разрастается в паутину и, наконец, приводятся примеры.
Вывод: Использование технологии сотрудничества способствует повышению эффективности проводимых мной уроков физики и математики.
Технология проблемного обучения. Наиболее часто на уроке создаю ситуацию интеллектуального затруднения с помощью проблемного вопроса и познавательной (проблемной) задачи. Организую эвристическую беседу, во время которой с помощью взаимосвязанных вопросов направляю поиск учащихся на решение поставленной проблемы. Далее создаю проблемную ситуацию, которую перевожу в проблемную задачу и организую познавательную деятельность учащихся. Успешность деятельности учителя достигается тогда, когда проблемная ситуация связана с жизнью и, содержащийся в ней материал, соответствует интеллектуальному уровню школьников. Поэтому строю проблемную ситуацию, опираясь на жизненный опыт учеников.
Конечно, не на каждом уроке следует использовать проблемную задачу. Она не должна создаваться искусственно, а должна естественным образом «вытекать» из материала.
Вывод: Эффективность проблемного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся трудно переоценить. Результатом моей работы является, во-первых, желание учащихся заниматься физикой и математикой и при этом комфортно чувствовать себя на уроке, а во-вторых, видимый личностный рост учеников.
Метод проектов. Я считаю, что в методике преподавания физики и математики метод проектов занимает особое место, так как позволяет ученику самостоятельно воспитывать в себе способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть пассивность учащихся в обучении.
Можно выделить следующие виды проектов:
1. Групповой проект, в котором исследование проводится группой, где каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы.
2. Мини-исследование.
3. Индивидуальный проект на основе работы с различными источниками по выбранной теме.
Работу над проектом начинаем на занятиях, дети продолжают ее дома, а презентация осуществляется на уроке. При представлении проекта оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся, так как у каждого свои способности. Если слабый обучающийся в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы, значит, цель достигнута.
Также метод проектов я активно использую во внеурочной деятельности. Подтверждением этому являются призовые места обучающихся, участвовавших в научно-практических конференциях на муниципальном и всероссийском уровнях.
Вывод: Метод проектов позволяет исключить формальный характер изучения физики и математики и активизировать учащихся для достижения практического результата.
Подводя итоги, можно сказать, что современный мир становится все более зависимым от инновационных технологий.
Применение инновационных методов обучения на уроках физики и математики способствует повышению интереса и мотивации обучающихся, активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала, делает более эффективным усвоение материала.
Главная задача учителя – подготовить обучающихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить их современными средствами и технологиями работы, сформировать у них информационную культуру.